Вы просматриваете: Главная > выпускная система, двигатель, РЕМОНТ DAEWOO SENS, LANOS 1.4 > Катализатор DAEWOO SENS
Post Icon

Катализатор DAEWOO SENS

Katalizator-Daewoo-Sens.Часть автомобилей  Daewoo Sens, (в зависимости от комп­лектации) оснащалась системой нейтрализации отра­ботавших газов, основным элементом которой является каталитический нейтрализатор (с 2006 года все автомо­били оснащаются катализаторами).

Нейтрализатор устанавливается в системе выпуска отработавших газов между приемной трубой и допол­нительным глушителем (рис. 2.55). Применение катали­тического нейтрализатора дает значительное снижение выбросов углеводородов, окиси углерода и окислов азо­та с отработавшими газами при условии точного управ­ления процессом сгорания в двигателе.

Непосредственно каталитический нейтрализатор — это керамический блок с множеством продольных кана­лов, площадь отверстий которых 1 мм3 и толщина стенки 0,1-0,5 мм. На внутреннюю поверхность этих каналов напылен рабочий слой из окислительных катализаторов (платина и палладий) и восстановительных (родий).

Восстановительный катализатор ускоряет химичес­кую реакцию восстановления оксидов азота и превра­щения их в безвредный азот. Проходя вдоль ячеек ка­тализатора, выхлопные газы при высокой температуре вступают в реакцию с напыленным активным слоем и превращаются в безопасные двуокись углерода, водяной пар и азот. Нейтрализаторы могут снижать токсичность выхлопа на 90%!

СИСТЕМА НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ В ЛАНОСЕ И СЕНСЕ

Рнс. 2.55. Расположение каталитического нейтрализато­ра (катализатора) на автомобиле Daewoo Sens.

Если каталитический нейтрализатор исправен:

— Двигатель выдаёт положенную мощность;

— Хорошая тяга двигателя на высоких оборотах;

— Содержание СО и СН в норме (содержание СО в пределах 0,3±0,1 % при оборотах коленчатого вала 750-800 об/мин).

Причины выхода нейтрализатора из строя:

— «переливающие» форсунки;

— Пропуски в работе свечей зажигания;

— Неисправность лямбда-зонда;

— Запуск автомобиля с «буксира»;

— Попадание масла в топливную систему (изношен­ный двигатель);

— Применение этилированного бензина (содержа­щийся в нем тетраэтилсвинец за короткое время забивает соты).

Подобные неисправности ведут к тому, что излишки топлива, догорая в нейтрализаторе, перегревают его и плавят соты. При тепловых напряжениях керамические блоки нейтрализатора разрушаются (закупориваются), вызывая повышение противодавления. На работающем двигателе (при 2500 об/мин) величина противодавления должна составлять не более 8,62 кПа (измеряется с по­мощью манометра устанавливаемого в отверстие вместо датчика концентрации кислорода).

Как проверить катализатор?

При подозрении, что нейтрализатор неисправен (двигатель теряет мощность, высокий расход топлива и т.д.), отсоедините его переднюю часть от «штанов» и опробуйте автомобиль на ходу. Если машина начала легко разгонятся — значит, нейтрализатор действительно неисправен.

Какие симптомы выхода из строя катализатора? Из-за чего может снизиться его ресурс? Правда ли, что катализатор можно проверить на просвет?

Каталитический нейтрализатор отработавших газов представляет собой бочонок, внутри которого располо­жен керамический или металлический элемент с мно­жеством каналов (в виде сот) с платиновым напылением. На поверхности этих сот как раз и проходят химические реакции, которые обеспечивают очистку выхлопа от вредных веществ.

О том, что катализатор скоро выйдет из строя, в первую очередь свидетельствует снижение мощности мотора — разгонная динамика со временем становит­ся все хуже, максимальная скорость все ниже, а пуск двигателя, как холодного, так и теплого, затрудняет­ся. В дальнейшем он вообще отказывается заводить­ся. Раньше в поломках катализатора «винили» только этилированный бензин. Тем не менее, уже не один год выпуск такого топлива запрещен, а проблема осталась. Как показал опыт, есть еще несколько причин выхода из строя этого узла. По-прежнему встречается некачес­твенное горючее, октановое число которого повысили с помощью различных присадок (например, железосо­держащих). Некоторые из них способствуют повыше­нию температуры сгорания, а, следовательно, и отрабо­тавших газов. Рабочий элемент катализатора рассчитан на определенную температуру, а при перегреве кромки сот начинают плавиться. Отсюда снижение пропускной способности выпускной системы, вызывающее паде­ние мощности двигателя. Температура отработавших газов может повышаться также при нарушении работы систем зажигания и питания. Так, при малом угле опе­режения зажигания (из-за неправильной регулировки или неисправности электроники) топливо-воздушная смесь воспламеняется с запаздыванием, поэтому ее часть догорает уже в выпускном тракте.

Система питания становится «виновницей» перегре­ва в случаях подачи увеличенных порций топлива (при неисправных форсунках, сбоях в работе электроники или неквалифицированном чип-тюнинге). Катализатор может забиться и при регулярном попадании в каме­ру сгорания масла (в результате износа маслосъемных колец или сальников клапанов), а также при использо­вании бензина с уже упоминавшимися железосодержа­щими присадками.

Существует несколько способов про­верки исправности катализатора:

— В стоящей машине утопить педаль газа в пол, кон­тролируя при этом по тахометру обороты. Если мотор раскручивается до «максималки» и сраба­тывает  отсекатель — катализатор в норме. Если стрелка не доходит до красной зоны и ограничи­тель оборотов не срабатывает, значит, пропускная способность катализатора снижена. Правда, ре­зультатам такой диагностики можно доверять при условии исправности других систем (питания, за­жигания и т.д.),

— В случае, когда мотор отказывается заводиться, нужно выкрутить одну свечу зажигания (или лям­бда-зонд). Если двигатель после этого запустился, значит, подозрения верны, и пора заняться поиском нового катализатора.

— Можно обойтись и без выкручивания свечи. В этом случае один человек крутит двигатель стартером, а второй в это время, приложив ладонь, проверя­ет, выходят ли из выхлопной трубы отработавшие газы. Если давление выхлопа отсутствует или очень мало (по сравнению с другой машиной) — ка­тализатор «готов» отправиться в утиль.

— Еще один способ проверки — на просвет. Соты ра­бочего элемента прямые, и если они не забиты, ра­бочий элемент просвечивается. Правда, для этого данный узел придется снять с автомобиля.

На СТО пропускную способность каталитического нейтрализатора проверяют путем замера давления в вы­пускном тракте на участке до катализатора. Манометр прикрепляют на место лямбда-зонда, а мотор крутят стартером в режиме запуска.

Можно ли эксплуатировать автомобиль без нейтрализатора?

Удаление каталитического нейтрализатора — это, во-первых, вмешательство в конс­трукцию автомобиля, чреватое осложнениями при про­хождении ТО, и, во-вторых, существенное повышение токсичности выхлопных газов.

Нейтрализаторы можно заменить пламегасителем.

— Перфорированной трубой, имеющими неограничен­ный срок службы. При этом нужно отключить лямбда- зонд и установить в блок управления новую микро­схему памяти, позволяющую работать двигателю без сигнала с датчика концентрации кислорода (лямбда- зонда). Это практичнее, нежели другой популярный метод — пробивание (или удаление) керамического наполнителя, поскольку позволяет сохранить «звуко­вое сопровождение» выхлопа двигателя практически неизменным.

А лучше отремонтировать двигатель и систему впрыска и установить новый лямбда-зонд и нейтрали­затор.

На автомобилях оборудованных каталитическим нейтрализатором и датчиком кислорода этилированный бензин использовать категорически запрещено. Придет­ся использовать неэтилированный 92. Ничего из строя не выйдет, чуть упадет мощность и соответственно ди­намика.

В двигатели с катализатором необходимо заливать специальные моторные масла?

Да, это действительно так. Для двигателей, в систе­ме выхлопа которых установлен каталитический ней­трализатор, рекомендованы специальные масла. Они соответствуют всем нормам и требованиям по охране окружающей среды, имеют хорошие смазывающие, моющие и диспергирующие свойства, а также содер­жат низкое количество серы и фосфора. Использование масел, в инструкции к которым нет разрешения на при­менение в двигателе с катализатором, может привести к «отравлению» и преждевременному выходу этого узла из строя.  Как правило, все масла для современных моторов (классы по АРI — SF и выше) совместимы с катализаторами.


Метки: ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментирование закрыто.

Top